Мы часто не замечаем потенциал простых вещей, которые нас окружают: они становятся настолько привычными, что сливаются с обстановкой. Такой элементарный предмет, как бумага, например, имеет множество интереснейших видов по назначению. Из нее изготавливают не только канцелярские принадлежности, но и замечательные арт-объекты – панно, маски, объемные скульптуры, упаковки, открытки. В статье мы поговорим о ханди (ханджи) – корейской разновидности бумаги из коры тутового дерева.
Ханди представляет собой бумагу ручной работы, которая в своем составе имеет только природные компоненты – пропаренная и вываренная кора тутового дерева (шелковицы), растительные соки и вода, которую пропустили через жженый рисовый или гречишный жмых.
Лубяные волокна высушивают и отбивают специальными колотушками на плоскости из камня. Отбивка целлюлозы – важнейший этап, ведь тутовые волокна не режут, а используют целиком. Процедура избавляла заготовку от сора и ворсинок, повышая гигроскопичные свойства, заделывала прорехи, гарантируя гладкость. Потом ее вымачивали до полуразмякшего состояния и скрепляли концентратом из соков растений, имеющих клейкие свойства – это нужно, чтобы краска при нанесении не просачивалась на другую сторону листа.
Раньше сырье заливали в специальные разъемные формы с тончайшей сеткой из шелковых нитей – кашица просачивалась сквозь нее, выпуская влагу и застывая тонкими волокнами на раме. В качестве пресса использовали чередование пластов бумаги и ткани. Отбивание листов происходило порой до 300 раз, чтобы пласты склеивались между собой, высыхая и уплотняясь. Готовые листы ханди окрашивали тоже исключительно натуральными пигментами.
За счет кропотливой и трудоемкой технологии изготовления, ханди способна сохраняться в течение десятков и даже сотен лет, не утрачивая при этом своих свойств. Корейская бумага применяется в декоративно-прикладном творчестве – из нее создают филигранные перья, цветы в объеме, картины из мелких лоскутков и другие занятные вещицы. Продается ханди в формате А4.
Ханди появилась в Корее около 57 года до нашей эры – в эпоху трех царств (по 668 год н.э.), и представляла собой единственный вид бумаги, используемый тогда корейцами. Люди применяли ханди для изготовления тончайших вееров, изящных коробочек, роскошных корзин, оклейки окон и дверей, латания обуви и других предметов быта. Не удивляйтесь, что столь хрупкий материал использовался в таких целях – при нанесении на нее лака, ханди приобретает повышенную прочность.
Бумага была столь гладкой и тонкой, что китайцы, которым отправили партию ханджи, решили, будто корейцы создают полотна не из коры тутовника, а из шелковичных коконов.
Древнейший из сохранившихся манускрипт, обнаруженный в Корее, Мугучонгван Тэдараникён (в переводе «сутра чистейшего и непорочного света великого Дарани»), судя по качеству печати и текстуре бумаги, был создан конкретно в этой стране и именно по технологии ханди – из ее беленого подвида пэкчху. Реликвия Мугучонгван Тэдараникён увидела свет после более чем тысячного заточения, но оказалась не тронутой ни насекомыми, ни плесенью. Все это подводит нас к тому, что качество тутовой бумаги в сравнении с китайскими и японскими бумажными изделиями было превосходным, как и ее характеристики.
Научные исследования подтвердили, что ханди изготовлена из коры тутовника (шелковичное дерево с темно-фиолетовыми продолговатыми ягодками), произрастающего на корейских территориях. Она прочнее на разрыв, чем другие типы бумаги, устойчива к механическим повреждениям, отличается повышенными тепло- и шумоизоляционными показателями, поглощает воду и более непроницаема для воздуха, чем традиционная японская бумага васи или китайская хуанжи, не говоря уже о европейских бумажных разновидностях, произведенных машинным методом и в заводских объемах.
Ханджи имеет улучшенные свойства впитывать чернила за счет направления волокон. Многие записи, выполненные на ней корейскими выдающимися правителями и деятелями культуры, были отнесены к Всемирному культурному наследию ЮНЕСКО.
Из-за массового ввоза образцов бумажной промышленности из Японии и Китая производство ханди на ее родине стало падать. Корейская бумага претерпела упадок и осталась существовать лишь в виде чанпади (бумага для пола), пёкчи и чанходи (для бытовых целей). Сейчас конкуренцию в мировых масштабах ей составляет западная бумага. Еще в 70-е годы прошлого века в Корее насчитывалось около сотни мастерских по изготовлению тутовой бумаги, но к 90-м годам под напором бюджетного китайского сырья ханди практически вымерла: функционировало лишь 26 мастерских по республике.
Ныне ханджи возрождается. Она представлена более чем 40 сортами и опять проникает в культуру и быт корейцев, не просто как бумажный материал, но и в качестве сырья для производства обоев, фонариков, мебели, пледов, шляп, косметики, электроники и других необходимых атрибутов жизни современного человека. Происходит столкновение истории и традиции с прогрессом.
Сейчас корейскую ханди используют для создания прекраснейших предметов искусства и декора: подносы, кисеты, коробки, вазы. Ее выкрашивают в синий, красный, желтый, черный оттенки, что олицетворяет национальную цветовую гамму Кореи и символизирует возрождение народных ремесел в современном глобализированном мире. Старинная поговорка утверждает, что нужно 99 касаний рук человека для создания одного-единственного листа тутовой бумаги. Для корейца длительный процесс создания бумаги есть ни что иное, как символ ценности ручного труда и преемственности культурных традиций.